Фильм "Мгла" (Myst в оригинале) по ставшему уже классикой рассказу Стивена Кинга произвел на меня очень противоречивые впечатления. Режиссеру Фрэнку Дарабонту удалось главное - передать дух рассказа, его сгущающуюся по мере действия атмосферу, однако при этом экранизация получилась не дословной.
Снять фильм по короткому рассказу Кинга было, наверное, тяжело и сложно одновременно. С одной стороны, "Туман" Кинга давал очень богатый материал для экранизации - замкнутое пространство, растущее напряжение между персонажами, опасность и неизвестность вокруг. С другой - переложить все "как есть" слишком просто, получилась бы своего рода видеоиллюстрация рассказа. И кое-что Дарабонт действительно изменил.
Далее - более подробные впечатления и спойлеры.
Более всего в фильме впечатлила актерская игра. Людей, оказавшихся в универмаге несколько десятков, однако активное участие в разворачивающихся действиях принимают человек семь-восемь. Каждый из них - яркий и запоминающийся персонаж. Больше всего, пожалуй, запомнился персонаж Джеффри ДеМунна - пожилой дядечка, ворвашийся в супермаркет с разбитым носом и криком "в тумане кто-то есть!" На протяжении всего фильма его исполнение не переставало радовать. Фрэнсис Стернхаген в роли старушки учительницы, которая переучила полгородка и всех помнит еще детьми тоже чрезвычайно убедительна. Марсия Харден, сыгравшая тронувшуюся умом проповедницу, в нескольких эпизодах вызвала восхищение (чего стоит, например, момент, когда, поигрывая ножом, она интересуется у главного героя - "продукты воруете?"). Замечательно удались роли скептика-адвоката, заезжего байкера, продавца Олли. Актерская игра - одно из главных достоинств фильма.
Что касается технической стороны - специальных эффектов и операторской работы, то они выдержаны на хорошем профессиональном уровне. Зубастые щупальца, гигантские пауки и мухи, летающие и шагающие твари выглядят вполне убедительно. (Кстати, сценка с проповедницей, которую не тронула огромная якобы стрекоза, одна из самых мощных по своему воздействию в фильме).
Гнетущую атмосферу Дарабонт создает очень умело. В фильме мало примитивных приемов, когда неожиданно говорят "Бу!" - и становится страшно. Напротив, страх сгущается нарочито неторопливо, чудовища порой не слишком спешат, в отличие от суетящихся и дергающихся людей. В этом отношении фильм тоже очень понравился. Кроме того, интересной деталью показался Стрелок, которого рисовал главный герой в самом начале фильма. Увидев его, я особо уже не беспокоился за атмосферу.
Однако финал киноленты Дарабонт решил сделать по-своему. Не берусь судить, получилось ли хуже, чем у Кинга или лучше. Получилось по-другому.
Пуристы, считающие, что "Туман" должен заканчиваться словами "Хартфорд" и "надежда", могут выйти из зала сразу после того, как путь героям пересечет что-то огромное на длинных ногах.
Режиссеру удалось устроить герою фильма личный ад, который ему и обещала миссис Кармоди, и это сильное решение. Однако, на мой взгляд, решение Кинга было сильнее.