Решил вот тему открыть. Первый фильм и последний просмотренных:
«День выборов», 2007
По мотивам одноимённого спектакля
Режиссёр: Олег Фомин
Сценарий: Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Леонид Барац
Песни в кадре исполняют: «Би-2», Андрей Макаревич, Сергей Шнуров, Серёга, «Уматурман», Владимир Шахрин и Владимир Бегунов («Чайф»), «Иванушки Интернешнл», Валерий Сюткин, Дмитрий Певцов, Евгений Стычкин, Марат Башаров и Олег Фомин
Продюсеры: Николай Ульянов, Олег Беглов
В ролях: Камиль Ларин, Александр Демидов, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Василий Уткин, Нонна Гришаева, Михаил Козырев, Алексей Кортнев, Евгений Стеблов, Александр Семчев, Максим Виторган, Михаил Ефремов, Елена Князева, Анна Азарова, Валерий Баринов, Елена Шевченко, Павел Абдалов, Михаил Евланов и другие.В отличие от прошлогоднего проекта «Изображая жертву», который был в полной мере фильмом, и только во второю руку киноспектаклем (тут вспомнить хотя бы сакраментальное «Российское кино — в жопе»), а потому зрелищем вполне самодостаточным, «День выборов» с первых кадров как есть — театральная антреприза в расширенном составе не только участников, но и зрителей, одновременно — произведение в основном рассчитанное на понимающую, то есть сравнительно менее широкую публику приобщённых к святая святых — тех, кто может на память вспомнить полстранички списка несуществующих животных (см. североамериканский кролик-зануда) и особенности их размножения, включая впадание в эйфорию и вываливание из гнезда.
Тут нарочно не стоит пояснять, что это за. Если вы не до конца поняли предыдущее предложение, значит, вы будете смотреть нечто совсем иное, чем задумывалось, для вас этот фильм лежит в кардинально иной плоскости. Например, над чем стоит смеяться во время исполнения «Иванушками» песенки «Учительница первая моя» — человеку не смотревшему «День радио» объяснить тяжеловато, а без этого кино превращается в несколько своеобразную, но всё-таки обыкновенную стэндап-комедию, жанр, с некоторых пор ставший популярным благодаря «Камеди-клабу» и ко.
Жанр как жанр, только в кино как-то он пока не приживается, слишком он антивизуален, так что даже на Западе с его развитой культурой стэндап-комедий фильмы такого жанра выходят не чаще раза в пару лет. Причём в некоторой степени успешно, но не более того.
Олег же Фомин взялся за постановку спектакля, не желая снимать ничего помимо этого спектакля. Хорошо это или плохо? С одной стороны — хорошо, ценители творчества «Квартета И» (куда необходимо присовокупить и автора этих строк) получат удовольствие от ещё одной встречи с любимыми персонажами (во главе с Эммануилом Гедеонычем, разумеется), с другой стороны, единственным существенным отличием фильма от спектакля будет сокращённое до минимума присутствие в кадре Миши Козырева и Алексея Кортнева. Последний был успешно замещён Макаревичем, поющим «Снежинку» (на пристальный взгляд, сколько недостаточно брутально), и Шнуровым, поющим про пидоров (вот он молодец, зажог, даром что озвучка в итоге плохо сведена с явственно живым выступлением).
Вот в таком каноническом песенно-шутейном окружении и протекает предвыборное плавание белого корабля с артистами, попами, казаками, Уткиным и тенью Эммануила Гедеоныча на борту, а мимо них плывут своим чередом ряженые, анонимные расположения части, криминальные портвейн-заводы и милиция с собакой в костюме химзащиты. А сам личсостав традиционным образом борется с бытовым алкоголизмом, пытается вести эфиры, шутит шутки и тихо охреневает от непонимания, что же они все тут делают.
Смешно ли всё это? Разумеется. Гомерически ли смешно, как водится это за современными комедиями? Нет, но и слава богу. Было ли для постановки придумано нечто новое? Почти что и нет (навскидку можно записать в багаж лишь линию «действующего губернатора» с его мотаниями на поклон в Москву), и это тоже не обязательно минус. Поймёт ли шутки сторонний зритель? Наверное, да, но отнюдь не на все сто процентов, ведь у «Дня чего-нибудь» уже такая удивительно длинная история (включая, например, подзабытый телепроект «Деньги» режиссёра Дыховичного), длиннее, пожалуй, будет разве что у «Особенностей национального чего-нибудь».
Представьте, нашёлся бы зритель, не смотревший первое творение Рогожкина. Понял бы он, в чём юмор тостов Генерала? С другой стороны, уже «Кукушку» можно прекрасно смотреть и без всего этого богатого кинобагажа, потому что кино совсем иное, хотя и всё о том же. Ну, за понимание. Постарайтесь не списывать на недостатки фильма те минуты, когда вам придётся недоумевающе поскучать. Это же спектакль, в спектакле смеяться непрерывно — не получается, особенно если это не Петросян какой.
Кино-версия «Дня политики» вышла на экраны, теперь её можно и нужно как-то постараться раскусить да распробовать. Надеюсь, кому из ранее не приобщившихся представление понравится настолько, что заинтересует спектаклями-оригиналами. В любом случае — до встречи в кино.
Кино почти понравилось, отличается от основного потока псевдо-голливудских фильмов. Спектакль не видел, но теперь хочу посмотреть